Руководитель цифровой трансформации

«Профессии будущего» — это не только что-то до сих пор невиданное и неизведанное. Среди них есть и «классические» профессии, существующие уже много лет, но получившие в последнее время принципиально новое содержание, и профессии, для которых ещё недавно даже не существовало названия. 

Проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь раздвигает привычные границы бизнеса, меняет целые отрасли, переворачивает рынки. И хотя термин цифровая трансформация пока еще не имеет четкого определения, движение в этой области становится мейнстримом для множества отраслей. Аналитические исследования показывают, что цифровая трансформация работает и приносит компаниям ощутимую выгоду.

Обязанности

В обязанности РЦТ входит обеспечение разработки и согласования проектов цифровой трансформации организации, координировать ход проекта, осуществляя координацию структурных подразделений компании по внедрению цифровых технологий и реализации принципов цифровой трансформации.

Руководитель по цифровой трансформации (РЦТ) — должностное лицо, ответственное за разработку и реализацию стратегии цифровой трансформации (в том числе за согласование бюджетов, формирование архитектуры и процессов работы с данными и знаниями, формирование и разработку портфеля цифровых продуктов (сервисов, услуг), создание корпоративного центра компетенций по цифровой трансформации организации, обеспечение лидерства в управлении изменениями, связанными с внедрением цифровых технологий в подразделениях организации по всем видам её деятельности, с учетом обеспечения текущих процессов функционирования организации и её системы управления.

В схеме управления организацией РЦТ обычно занимает пост заместителя руководителя. Для достижения целей организации в части цифровой трансформации должен быть определён характер взаимодействия РЦТ с руководителями подразделений организации по работе с данными, стратегическому и инновационному развитию, директором по информационным технологиям, техническим директором, директором по маркетингу.

Часто ролью РЦТ наделяют заместителей руководителя организации по стратегическому развитию, по ИТ, по Маркетингу. В крупных организациях — это всегда отдельная позиция. В России в государственных компаниях и в компаниях с госучастием в соответствии с законом вводится отдельная позиция РЦТ с подчинением первому лицу, руководителю компании.

Задачи

Разработка и реализация стратегии организации в сфере цифровой трансформации. Связать цифровые возможности технологий со стратегическими приоритетами организации.

Разработка и реализация новых бизнес-моделей.

Внедрение современных цифровых технологий в процессной и продуктовой деятельности организации. Разработать и управлять портфелем цифровых проектов. Важным условием является обеспечение централизованного управления разнородным набором цифровых инициатив в организации.

Переход к управлению организацией и производственно-технологическими процессами на основе оперативных цифровых данных. Быть «двигателем» цифровых инноваций.

Обеспечивать формирование цифровой культуры в организации.

Разработка и обеспечение реализации проектов по внедрению цифровых технологий во всех сферах деятельности компании.

Осуществление полномочий руководителя (куратора) проектного офиса (или иного структурного подразделения) по разработке и обеспечению реализации проектов или документов стратегического планирования в сфере цифровой трансформации.

Формирование центра компетенций в сфере цифровой трансформации компании.

Навыки и компетенции

Знание технологий и навыков работы с данными.

Базовые знания предметной области.

Знание трендов цифровых технологий.

Знания математических методов анализа данных.

Навыки планирования, прогнозирования и моделирования.

Навыки проектирования, внедрения и эксплуатации ИТ-систем.

Владение методиками управления организационными изменениями.

Навыки управления проектами.

Опыт создания подразделений, проектных команд.

Опыт реструктуризации бизнес-процессов.

Знание нормативной базы.

Навыки коммуникации.

Руководитель по цифровой трансформации (CDO – Chief Digital Officer) – это топ-менеджер, отвечающий за разработку и реализацию стратегии цифровой трансформации компании, а также за формирование корпоративного центра компетенций в сфере цифровых технологий.

Помимо госкорпораций, местом работы CDO могут стать крупные холдинги и коммерческие организации, нацеленные на стратегическое развитие и формирование высокоэффективного бизнеса.